Настройка, регулировка, запуск системы отопления. Часть 1
Настройка давления в РБ (расширительных баках-экспанзоматах) системы закрытого типа
Сделать это лучше перед заполнением системы отопления (далее СО). С завода-изготовителя РБ обычно идут с закачанным азотом воздушными камерами с давление 1,5 Бара. 1 Бар примерно равен 1 Атмосфере.
Если Ваш РБ имеет емкость значительно больше, чем требуемая емкость, то можно не заниматься настройкой давления, а просто проконтролировать давление в воздушной камере РБ, например, с помощью автоманометра.
Учитывайте, что автоманометры могут иметь очень большую погрешность измерений до +-0,3 Бара. Попробуйте найти (взять на время) автомобильный манометр еще производства СССР. После проверки, советую поменять штатный пластиковый колпачок РБ на металлический колпачок от автоколёс. Это может спасти Вас от незапланированного отключения котла в Ваше отсутствие в самый неподходящий момент (из-за падения давления в системе). В РБ установлен такой же воздушный ниппель, как и в автоколёсах. И соответственно может немного «травить». Пластиковый же колпачок очень часто (при излишнем усилии заворачивания) лопается и/или «травит» в любом случае.
Если же Ваш РБ имеет небольшой «запас» по емкости от требующегося минимума, то давление в воздушной камере РБ желательно настроить. Например, минимально требуемый объем РБ 12 литра, а у Вас установлен РБ емкостью 24 литра. При использовании воды в качестве теплоносителя минимальная общая ёмкость РБ должна быть не менее 10% от суммарной ёмкости системы. Дело в том, что эффективная (максимально возможно используемая) ёмкость РБ закрытого типа (экспанзомата) всегда меньше половины его полного объема. Примечание: При использовании антифриза в качестве теплоносителя, объем РБ должен быть больше, чем для воды как минимум на 30 процентов.
Настройка РБ. Настройка давления в воздушной камере РБ. Это нужно для получения максимальной эффективной ёмкости РБ.
«Плавающая» (непостоянная) эффективная емкость РБ объясняется тем, что при увеличении объема водяной камеры, воздушная камера сжимается и в ней поднимается давление. Ниже для иллюстрации приведу конструкцию расширительного бака-экспанзомата.
Наиболее эффективное давление в воздушной камере РБ (далее просто в РБ) должно быть минимальным и складываться из суммы минимального давления, при котором котёл сохраняет свою работоспособность и высоты водяного столба системы (высоты от точки расположения РБ до самой верхней точки СО).
Минимальное давление, при котором котел сохраняет работоспособность – 0,7-0,8 Бара. Если у Вас двухэтажный дом с высотой потолков первого этажа 2,7 метра, толщиной перекрытия на второй этаж 0,3 метра и высотой расположения кранов Маевского на отопительных приборах (далее ОП) второго этажа 0,75 метра, то общая высота водяного столба получается 2,7+0,3+0,75=3,75 метра. Также нужно добавить давления для работы котла 0,8 Бара или по-другому 8 метров водяного столба. (Примечание. Давление в 1 Бар приблизительно равно 10 метрам водяного столба.). Также нужно учесть возможную погрешность манометра, как минимум в 0,1 Бара или 1 метр водяного столба. Следовательно, нужно сделать давление в РБ 3,75+8+1=12,75 метров водяного столба или 1,275 Бара.
Советую только сбрасывать по чуть-чуть давление из РБ, чтобы в воздушной камере РБ оставался закачанным азот, а не воздух. Т.е. чтобы не пришлось подкачивать. Заодно хочу предупредить, что погрешность манометров в электрических автонасосах китайского производства может достигать 0,5 Бара. В конце концов можно проверить и настроить давление РБ на автозаправках или шиномонтажных мастерских, где, кстати, и подкачать можно азотом.
Естественно, вся вышеописанная процедура проводиться либо при отключенном от СО РБ, либо при сброшенном давлении в СО. Потому, что при подключенной СО с давлением внутри 1,5 Бара, давление в воздушной камере РБ будет также 1,5 Бара (но не менее давления в воздушной камере при отключенном от системе РБ).
Именно поэтому рекомендую устанавливать отсечной кран перед РБ, чтобы давление в воздушной камере РБ можно было проверить в процессе эксплуатации СО, не сбрасывая давления в СО. Между РБ и отсечным краном также для этого нужно поставить кран Маевского. Т.е. иметь возможность сбросить давление в водяной камере РБ, не сбрасывая давления в СО. Также советую устанавливать РБ водяным патрубком вверх, а не вниз, что позволит сразу во время заполнения СО сбросить воздух из водяной камеры РБ. Продолжение Часть 2 здесь - http://master-otoplenie.ru/43-pusko-naladochnye-raboty-nastroyka-regulirovka-zapusk-sistemy-otopleniya-chast-2.html
Автор Инчин Владимир Владимирович Перепечатка не возбраняется,
|